Стратегии обслуживания велосипеда

Смазка велосипеда

Обслуживание необслуживаемых узлов

Как хранить велосипед зимой

Зимнее катание и уход за велосипедом зимой

Дисковые тормоза в велотуризме

Что такое ChainLine и с чем его едят.

Полевой ремонт

Выбор велосипеда

Перед первым выездом

Что еще надо приобрести после покупки нового велосипеда.

Перевозка велосипеда в легковом автомобиле

Перевозка велосипеда в общественном транспорте

Техника безопасности при езде на велосипеде по городу.

Техника безопасности при езде на велосипеде за городом.

Общественное походное снаряжение

Личное походное снаряжение

Продукты и питание в походах


Выбор велосипеда.

В сокращенном варианте статья опубликована в выпуске "Мир велосипедов" (ИД "За рулем", 2005).

 

Итак, вы решили приобрести велосипед. Возможно, первый в этой жизни. Или несколько лет назад вы уже катались на отечественных велосипедах (Украина, Салют, Кама).

 Отложена некоторая сумма денег, вы идете в магазин, и обнаруживаете, что:

  1. В магазине имеется огромный выбор велосипедов.

  2. Почти все велосипеды сильно похожи друг на друга (не считая отличий в цвете рамы и наклейках на ней)

  3. Цены на эти велосипеды отличаются, и очень сильно. Например, самая дешевая модель может стоить пять тысяч рублей,  а самая дорогая - за сотню тысяч  ( а то и дороже). И продавец в магазине честно объяснит вам, что именно ее вам и нужно брать, потому что (далее могут следовать очень даже убедительные аргументы - рама улучшенной геометрии, тройной баттинг, регулировка отскока, манетки XTR). И это будет чистая правда (только, возможно, не вся). Скорее всего, после посещения магазина любой здравомыслящий человек подумает, что за те же деньги лучше приобрести автомобиль…

  4. А на вещевом рынке через дорогу продаются велосипеды примерно такие же, как в магазине, но при этом значительно дешевле (там самый дорогой велосипед может стоить две-три тысячи рублей). И продавец на рынке объяснит вам, что магазин устанавливает наценки, а фирма, торгующая на рынке, работает непосредственно с производителем. И это тоже будет чистая правда (только опять же не вся)

Правда состоит в том, что ни один продавец не может знать, что именно вам нужно.  Он может знать лишь, что вы хотите купить, и какой суммой денег располагаете.  Грамотный продавец, конечно, может скорректировать ваши требования и предложить то, что в действительности требуется именно вам. Но зачастую можно встретить продавца, задача которого только в том и состоит, чтобы впарить покупателю товар.  В результате вы можете заплатить немалые деньги за те возможности, которые никогда не будут востребованы. Или наоборот, погнавшись за дешевизной, приобретаете вещь, которая не удовлетворяет вашим требованиям. Потом придется вспомнить, что скупой платит дважды.

Рекомендации покупателю
Покупка (не только велосипеда) должна быть обдуманной и взвешенной. Главный принцип – разумная достаточность. То есть, покупаем то, что требуется, за наименьшую цену.

А современный велосипед – машина сложная, и подходить к покупке надо серьезно. Почти так же, как при покупке автомобиля. Хотя бы потому, что велосипед – это тоже транспортное средство.

 Итак, что такое - идеальный велосипед.  Вот его отличительные признаки - 

·        Велосипед должен быть легким (его придется иногда таскать на себе).

·        Велосипед должен быть прочным и надежным (чтобы не заниматься ремонтом после каждой поездки)

·        Велосипед должен быть ремонтопригодным (чтобы запчасти можно было купить в вашем городе)

·        Велосипед должен быть  легко управляемым (чтобы можно было ехать по узкой извилистой тропинке)

·        Велосипед должен быть устойчивым и безопасным (чтобы его не водило из стороны в сторону)

·        Велосипед должен быть быстрым и приемистым (чтобы на нем можно было быстро разогнаться).

·        Велосипед должен хорошо ехать по плохим дорогам (чтобы не слезать с него перед каждой лужей)

·        Велосипед должен стоить не больше … рублей (чтобы можно было дожить до следующей зарплаты) 

·        Велосипед должен вам понравиться. (Это – самый важный критерий, ибо только в этом случае катание доставляет удовольствие)

Понятно, что идеального велосипеда в природе не существует. На каждом шагу появляются противоречия и антагонизмы. Например, хотим уменьшить массу – но тогда уменьшается прочность. Повышаем прочность, стараясь не потерять в весе – возрастает цена.

Хотим, чтобы велосипед ездил по болотам и по вырубкам, как гусеничный трактор? (Пожалуйста, вам нужна модель с широкими шинами, злым протектором, высоким дорожный просветом, втулками колес с хорошей грязезащитой) Ну тогда будьте готовы к тому, что и по хорошей асфальтовой дороге быстро ездить не получится - сопротивление качению на таких покрышках будет достаточно велико.

Хочется, чтобы на шоссейной дороге можно было разогнаться до свиста ветра в ушах? (Ищите модель с колесами поуже и передними звездочками побольше) Только учтите, что по грунтовым дорожкам с рыхлым песком вы не сможете ехать вообще, или поедете с большим трудом - узкие колеса будут зарываться в песке. Кроме того, грязезащита на шоссейных втулках весьма слабая. В результате шоссейный велосипед на грунтовых дорогах быстро выйдет из строя.

Понятно, что любой выбор всегда является компромиссом. Производители велосипедов тоже осознают этот факт, и выпускают различные велосипеды для самых разнообразных целей. Какой велосипед лучше? Смотря для чего. Никому ведь не приходит в голову спрашивать, какой автомобиль лучше – легковой или грузовой. И так понятно, что это зависит от того, что вы собираетесь возить на этом автомобиле. Кому-то лучше всего подойдет, например, автобус, а кому-то цементовоз.   

Очевидно, что на автомобиле, предназначенном для гонок Формулы 1, не следует ездить на рыбалку по лесным просекам. На внедорожниках, конечно, можно ездить по асфальтовым дорогам, только расход топлива у них окажется несоразмерно большим.

Итак, для того чтобы совершить осознанный выбор, и приобрести именно то, что требуется, следует ознакомиться с устройством велосипеда. 

Рама. Типы и размеры рам

Подвеска и амортизаторы

Руль, вынос и рулевая колонка

Седло и подседельный штырь

Тормоза

Колеса, покрышки, камеры, ободья, спицы

Ходовая часть, группы оборудования.

Манетки

Педали

Типы велосипедов.

И все-таки, какой велосипед надо приобретать именно вам?

Для совершения осознанного выбора необходимо до покупки следует задать себе несколько вопросов, и попытаться определить, что все-таки вам нужно. 

  1. Как вы собираетесь использовать велосипед – для повседневной езды, или же для занятия спортом?  То есть что вам требуется больше – транспортное средство, или же спортивный снаряд?

  2. По каким дорогам вы будете ездить чаще? По асфальтовым или грунтовым? Предполагаются ли участки полного бездорожья? 

  3. Если собираетесь ездить по дорогам самого разного качества, то что для вас больше важно – скорость на хорошей дороге или проходимость на плохой? 

  4. Каким видом спорта вы планируете заниматься? (прогулки для здоровья, туризм, кросс – кантри, фрирайд, даунхилл)?

  5. Будете ли вы кататься зимой?

  6. Сколько вы весите?

  7. Как часто вы собираетесь заниматься обслуживанием велосипеда (смазкой, регулировкой, ремонтом)

  8. Какую сумму денег вы готовы потратить на велосипед.

 Поскольку идеального велосипеда сразу для всех не бывает, производители велосипедов конструируют различные модели для различных потребителей.

 

Велосипеды для повседневного использования.

 Дорожный велосипед.

Самый распространенный тип велосипеда еще 10-15 лет назад. Широко используемые в нашей стране «Уралы» и «Украины» - это дорожные велосипеды.  Они предназначены, естественно,  для езды по дорогам. На таком велосипеде можно ездить как по лесной грунтовке, так и по асфальту. Дорожный велосипед можно использовать в несложных походах по равнинной местности, когда большая часть маршрута проходит по асфальтовым и грунтовым дорогам.Один из недостатков дорожного велосипеда – он занимает довольно много места в городской квартире. Но за городом, для поездок на рыбалку и за хлебом в соседнюю деревню, такой велосипед будет лучшим выбором.

Обычно такие велосипеды имеют закрытую раму, сваренную из стальных труб. Верхняя труба расположена  горизонтально, или немного наклонена назад.

 Дорожный руль имеет  поднятые вверх рукоятки, это обеспечивает высокую посадку, удобную и безопасную для езды по дорогам.

Размер колес - обычно 28”, но могут быть и меньшего диаметра. Применяются покрышки средней толщины (40 – 42 мм) с протектором, обеспечивающим хорошее сцепление с грунтом. Колеса имеют, как правило, 32 или 36 спиц.

Еще несколько лет назад многие дорожные велосипеды были односкоростными. Сейчас в продаже появился широкий выбор многоскоростных моделей. Они оборудованы втулками с трещоточным механизмом свободного хода (из младших горных групп, шоссейных, или комфортных групп оборудования), или же с планетарными передачами.

Седло на таком велосипеде обычно широкое и мягкое.

 Комфортный велосипед

Это разновидность дорожного велосипеда, который призван повысить комфорт для велосипедиста. Возможно, не следовало бы выделять его в отдельный тип, скорее это – маркетинговая уловка производителей. Комфортный велосипед – тот же самый дорожный, но с некоторыми усовершенствованиями передней вилки (она оборудована амортизатором). Иногда амортизатор встраивают и в подседельную трубу. На таком велосипеде несколько комфортнее ехать по неровной дороге, поэтому его тоже можно использовать в несложных походах.

Городской велосипед.

Это разновидность дорожного велосипеда, предназначенного для использования в основном в городе.

Если велосипед предполагается использовать только в городе, для поездок в магазин, на работу, или для неспешных прогулок по ближайшему лесопарку, то имеет смысл приобретать городской велосипед. Главным критерием для велосипедов этого типа, служит компактность и простота обслуживания, а также безопасность при движении по городским улицам.

Городской велосипед может иметь колеса меньшего диаметра (от 26 до 20”), и открытую раму (без верхней трубы), которую на многих моделях велосипедов можно складывать. Но для сохранения прочности рамы приходится увеличивать диаметр нижней трубы, что увеличивает вес велосипеда. Зато в сложенном виде такой велосипед легко разместится на любом балконе и войдет в любой лифт и в багажник легкового автомобиля. Многие узлы городских велосипедов выполнены неразборными и необслуживаемыми.

Рекомендации покупателю.
Велосипеды, предназначенные для повседневного использования, изначально оборудованы крыльями, щитками цепи. Если на велосипеде установлено несколько ведущих звездочек, то щиток цепи заменяют защитным пластиковым кольцом (так называемый чайнринг - ChainRing), которое препятствует попаданию штанины в звездочки цепной передачи, и предохраняет одежду от загрязнения. Это позволяет ездить на таком велосипеде в обычной одежде.
Как правило, велосипеды продаются с уже установленным багажником.
 

Шоссейный велосипед.

Такой велосипед предназначен для езды только по дорогам с хорошим асфальтовым покрытием. На грунтовую дорогу с таким велосипедом лучше не выезжать, зато по шоссе на нем можно развивать скорость, недостижимую для дорожного велосипеда.

Обычно такие велосипеды имеют закрытую раму. Верхняя труба расположена  горизонтально, или немного наклонена назад. Рама шоссейного велосипеда имеет более высокую жесткость при меньшей массе, по сравнению с рамой дорожного велосипеда.

Руль шоссейного велосипеда имеет сложную изогнутую форму (т.н. рога), он  обеспечивает как высокую посадку, удобную и безопасную для езды по дорогам, так и низкую, с которой можно развить высокую скорость.

Шоссейные колеса имеют тот же самый размер, как и колеса дорожных велосипедов, (обычно 28”), но более узкие. Покрышки применяются гладкие (с мелким протектором) и  тонкие (32-37 мм), что должно уменьшить сопротивление качению. Количество спиц часто уменьшают до 18 – 20, потому что для такого велосипеда прочность колес не так важна, как для дорожного.

На шоссейных велосипедах устанавливают безтормозные многоскоростные задние втулки с трещоточными механизмами свободного хода.  Спереди обычно устанавливают две звездочки.

Тормоза – на оба колеса устанавливаются тормоза клещевого типа.

Шоссейный велосипед, по сравнению с дорожным, имеет меньшую массу, что позволяет ему развивать большую скорость, но при этом он не обладает прочностью дорожного велосипеда.

 

Спортивно – туристический (туринговый) велосипед.

Это - разновидность шоссейного велосипеда, предназначенного для многодневных путешествий по дорогам с твердым покрытием. 

В отличие от шоссейного велосипеда, здесь применяется более прочная рама (похожая на те, что используются в дорожных велосипедах). Часто передние вилки оборудуются амортизаторами.

Руль - имеет сложную изогнутую форму (т.н. рога), он  обеспечивает как высокую посадку, удобную и безопасную для езды по дорогам, так и низкую, с которой можно развить высокую скорость.

Колеса очень похожи на те, что используются в дорожных велосипедах – обычно диаметром 28”. Применяются покрышки средней толщины (32 – 42 мм) с протектором, обеспечивающим хорошее сцепление с грунтом. Колеса имеют, как правило, 32 или 36 спиц.

Как и на шоссейных, на туристических велосипедах устанавливают бестормозные многоскоростные задние втулки с трещоточными механизмами свободного хода. Спереди обычно устанавливают две или три звездочки. На оба колеса устанавливаются тормоза клещевого типа.

Трековый велосипед

Этот велосипед предназначен только для гонок по велотреку. Вся его конструкция рассчитана на достижение максимальной скорости. В частности, у таких велосипедов колеса часто выполнены монолитными (колесо со спицами встречает большее сопротивление воздуха), могут отсутствовать тормоза и механизм свободного хода.

Кросс – кантрийный (горный) велосипед.

Кросс-кантри – это гонки на велосипеде по бездорожью и по пересеченной местности. Велосипед для занятия этим видом спорта должен иметь высокую прочность и проходимость при небольшой массе.

В отличие от дорожного и шоссейного велосипеда, у рамы кросс-кантрийного велосипеда увеличен дорожный просвет, а верхняя труба расположена  под бОльшим углом. Передняя вилка оборудована амортизатором. Часто такие велосипеды имеют задние амортизаторы.

Руль кросс-кантрийного велосипеда обычно прямой, или слегка изогнут. Он обеспечивает посадку, удобную и безопасную для езды по бездорожью.

Для бездорожья колеса должны иметь высокую жесткость, поэтому их размер (по сравнению с колесами дорожных велосипедов) немного уменьшают (чаще всего 26”).  Широкие (1.5 – 2.2”) покрышки с крупным протектором должны улучшить сцепление с вязким и скользким грунтом.

Привод – безтормозные многоскоростные задние втулки с трещоточными механизмами свободного хода. Спереди обычно устанавливают три звездочки. Втулки, кареточные механизмы имеют защиту от грязи.

Тормоза – на оба колеса устанавливаются векторные тормоза, в последнее время получают распространение дисковые тормоза.

 На таком велосипеде можно кататься по лесу без дорог и  троп, перепрыгивать через небольшие упавшие стволы деревьев, преодолевать небольшие броды, и карабкаться по склонам оврагов.  Такой велосипед хорошо использовать в дальних и сложных походах, на пересеченной местности,  когда предполагаются большие участки бездорожья.

На хорошей асфальтовой дороге на нем будет трудно угнаться за велосипедистом на шоссейном велосипеде. Но все равно, горный велосипед – это универсальная машина, на которой можно ездить как по бездорожью, так и по хорошим дорогам.

Гибрид

Это – тот же самый горный велосипед, только с колесами увеличенного диаметра (28”).

Такие колеса  позволяют достичь более высокой скорости на ровной дороге, по сравнению с обычным горным велосипедом. В остальном гибридный велосипед очень похож на кросс - кантрийный.

Велосипед этого типа имеет смысл применять в походах, проходящих  в быстром темпе,  когда большая часть маршрута проходит по асфальтовым и грунтовым дорогам, но предполагаются небольшие участки бездорожья.

Обычно на гибридах используются покрышки, похожие на используемые в дорожных велосипедах. То есть их ширина получается меньше, чем на кросс-кантрийных моделях. Поэтому проходимость этих велосипедов на плохих дорогах оказывается немножко хуже. А установить покрышки пошире на многих моделях гибридов не получается - геометрия рамы такова, что широкая покрышка начинает задевать раму. Производители осознали, что для многих велосипедистов это является серьезным недостатком. И попробовали этот недостаток исправить. Так появились найнеры.

Найнер - это тоже велосипед с геометрией рамы, как у горного, и с колесами увеличенного диаметра (28"), как у дорожного. Только, в отличие от классического гибрида, в его раму можно установить более толстые покрышки. (например, до 2.3"). Такой велосипед, по идее, должен сочетать высокую проходимость и высокую скорость. Комбинация двух таких преимуществ обеспечила растущую популярность найнеров в велотуристической среде.
Но и у найнеров есть недостатки - при прочих равных условиях жесткость его колес оказывается меньше, чем у кросс-кантрийных моделей. Так что на таком велосипеде не стоит злоупотреблять прыжками с бордюров и быстрой ездой по неровным дорогам.
Еще одно свойство рам найнеров - относительно длинная база. В некоторых случаях это является преимуществом (на прямой дороге обеспечивается высокая курсовая устойчивость), а в некоторых - недостатком (на извилистой узкой тропинке велосипед оказывается неповоротливым). Кроме того, на велосипеде с длинной базой неудобно ездить людям невысокого роста.

Тем не менее для многих велотуристов преимущества найнеров перевешивают его недостатки.

В последние годы инженеры велоиндустрии начали активно заниматься "скрещиванием" различных типов рам, узлов и деталей, и в результате процессов "селекции"и естественного отбора получаются различные "сорта" велосипедов.

Например, циклокроссовый велосипед. Циклокросс - это разновидность велоспорта, которая заключается в гонках по пересеченной местности, на которой встречаются как участки бездорожья, так и вполне проезжие дороги (как кросс-кантри). Только, в отличие от последнего, в циклокроссе разрешается участки бездорожья преодолевать пешком, а велосипед при этом переносится в руках или катится рядом.
В результате циклокроссовые велосипеды имеют узкие колеса (покрышки, как у дорожных велосипедов), а рама и руль похожи на шоссейные.
Но, в отличие от шоссейных и туринговых велосипедов, у циклокроссовых моделей многие узлы ходовой части имеют улучшенную грязезащиту, используются более мощные модели тормозов. В принципе, такие велосипеды тоже можно использовать в туризме, если ваши маршруты проходят в основном по дорогам, на которых хочется разогнаться побыстрее. Недостатки циклокроссовых велосипедов проявляются на участках бездорожья, или скользкой дороги. Узкие колеса в таких условиях работают плохо; вам, вероятно, придется проводить велосипед пешком, или переносить его в руках. Так вот, нести такой велосипед на себе оказывается проще, чем велосипеды других типов - рама сделана так, что ее удобно повесить на плечо.

Рекомендации покупателю.
Конечно, никто не запрещает использовать спортивный велосипед для повседневных поездок по городу. Но, в отличие от дорожных и городских велосипедов, спортивные модели редко комплектуются крыльями и багажником. При необходимости их надо приобрести отдельно. Крылья можно легко установить практически на любой велосипед, а быстрая и легкая установка багажника возможна не всегда. Не исключено, что для установки багажника вам придется использовать слесарные навыки, и самому изготовить кронштейны или хомуты.
Другая проблема, с которой можно столкнуться - на многих спортивных велосипедах не установлен ChainRing. В результате, если на таком велосипеде ехать в обычных просторных брюках, а не в специальной велосипедной одежде, то правая штанина будет задевать за зубья большой звездочки, рваться и пачкаться. Чтобы этого не происходило, приходится закатывать штанину.
 

Велосипед для даунхилла.

 Даунхилл – это скоростной спуск с горы на велосипеде. Велосипед для занятия этим видом велоспорта должен иметь очень высокую прочность и проходимость, даже большую, чем  в кросс-кантри. Но, в отличие от кросс-кантри, для занятий даунхиллом масса велосипеда практически не имеет значения. Он ездит только с горы вниз. Поэтому велосипеды этого типа имеют усиленную конструкцию рамы, мощные дисковые гидравлические тормоза, амортизаторы с очень большим ходом и изощренными демпферами. Масса таких велосипедов может достигать 20 кг и более.

 

 

 

Велосипед для BMX.

BMX   – это трюки, прыжки и акробатика на велосипеде. Для занятия этим видом спорта велосипед должен иметь очень высокую устойчивость  к ударам. Рама у таких велосипедов очень низкая, седла зачастую вообще нет. Колеса очень маленькие - 20”-24”, но прочные.

На таком велосипеде обычно не столько катаются, сколько прыгают.

 

 

 

Рекомендации покупателю.
В московских магазинах велосипедный ассортимент сильно перекошен в сторону горных велосипедов. Остальные модели велосипедов представлены очень небольшим числом моделей.
Гибридные и спортивно-туристические велосипеды, как правило, можно приобрести только по предварительному заказу. Возможны также проблемы с приобретением запасных частей и комплектующих для этих велосипедов.
Впрочем, в последнее время наметилась тенденция к расширению ассортимента гибридных велосипедов.

А теперь еще раз смотрим на вопросы в начале статьи и отвечаем на них:

  1. Как вы собираетесь использовать велосипед – для повседневной езды, или же для занятия спортом?  То есть что вам требуется больше – транспортное средство, или же спортивный снаряд? В зависимоcти от этого приобретайте или дорожный (городской, комфортный), или спортивный велосипед.

  2. По каким дорогам вы будете ездить чаще? По асфальтовым или грунтовым? Предполагаются ли участки полного бездорожья?  Если преимущественно предполагаются грунтовые дороги и бездорожье, то внимательно смотрите на горные, и гибридные велосипеды, если асфальтовые - то на шоссейные, или туринговые.

  3. Если собираетесь ездить по дорогам самого разного качества, то что для вас больше важно – скорость на хорошей дороге или проходимость на плохой? Если важна скорость, то посмотрите в сторону туринговых или циклокроссовых моделей. Если же более критична проходимость на бездорожье, устойчивость на скользкой поверхности - то выбирайте подходящую модель среди гибридных велосипедов, (присмотритесь к найнерам).

  4. Каким видом спорта вы планируете заниматься? (прогулки для здоровья, туризм, кросс – кантри, фрирайд, даунхилл)? Ну тут все понятно. Для прогулок нужен прогулочный велосипед, для кросс-кантри - горный, и т.д.

  5. Будете ли вы кататься зимой? Если да, то выбирайте модели с дисковыми гидравлическими тормозами.

  6. Сколько вы весите? Если больше 130 кг, то надо искать велосипед с рамой повышенной прочности. Такие в природе существуют.

  7. Как часто вы собираетесь заниматься обслуживанием велосипеда (смазкой, регулировкой, ремонтом). Если не чаще пары раз в сезон - обратите внимание на велосипеды с оборудованием среднего диапазона. Дешевые группы оборудования при интенсивном катании потребуют больше внимания. (Мыть велосипед и смазывать цепь все равно придется, вне зависимости от группы оборудования!)

  8. Какую сумму денег вы готовы потратить на велосипед?

А вот это немаловажный вопрос – сколько должен стоить велосипед.

Цена велосипеда может варьироваться от 50 до 5000$ и дороже.

Сразу возникает ряд вопросов  -

Чем же отличаются велосипед за 50$ от велосипеда за 5000$?

Что я получу за бОльшие деньги, и нужно ли мне это?

 Как и для многих товаров, для велосипедов истинны два утверждения –

  • Совсем уж дешевый велосипед, скорее всего, не будет качественным.

  • Очень дорогой велосипед, возможно, не окажется хорошим для наших целей.

 Рассмотрим подробнее ценовые диапазоны велосипедов.

  1. Бюджетные модели. Разрабатывая их, конструкторы преследуют одну единственную цель – снизить себестоимость любой ценой. В ход идут самые дешевые материалы, тяжелые компоненты, в результате срок службы такого велосипеда оказывается достаточно коротким (если, конечно, он используется не как мебель). Для подросткового велосипеда бюджетная модель окажется разумным выбором (все равно через пару лет ребенок вырастет, и велосипед станет ему мал). Целесообразно приобрести такой велосипед для того, чтобы изредка прокатиться по городскому парку,  и пару раз в год сходить в небольшой поход. Отличительные признаки таких велосипедов – стальные рамы,  оборудование от SHIMANOTourney, в лучшем случае - Altus, а также от безымянных китайских производителей.

  1. Средний ценовой диапазон. Здесь конструкторы тоже пытаются снизить себестоимость,  но при этом стараются не приносить в жертву качество и вес велосипеда. Для начинающих туристов и спортсменов такие модели окажутся неплохим выбором, особенно при недостатке денежных средств.   На таких велосипедах вполне можно не только прокатиться с группой выходного дня, но и сходить на несколько дней в несложный поход. Велосипеды этой группы оснащаются алюминиевыми рамами, и, возможно,  дисковыми механическими тормозами. На них используется оборудование от SHIMANOAcera, Alivio, Deore, или от  SRAM – 3.0 или 5.0

  1. Верхний ценовой диапазон. При разработке этих велосипедов конструкторы стараются обеспечить достойное качество при приемлемом весе, за счет использования более изощренных конструкций и качественных материалов. На таких велосипедах можно смело отправляться в сложные и дальние походы. Можно участвовать и в любительских соревнованиях.  На них используется оборудование от SHIMANOLX, XT, Saint , а также  SRAM – 7 или 9. Рамы, как правило, алюминиевые (могут быть магниевые, или титановые).  Часто можно встретить дисковые гидравлические тормоза. 

  2. Очень дорогие модели. Эти велосипеды представляют собой шедевры инженерной мысли, подчиненной одной цели – снижению веса и облегчению хода любой ценой. На таких велосипедах используются очень дорогие материалы, изощренные конструкции. Напротив, надежность, ремонтопригодность, совместимость с другими компонентами – не самые важные критерии для гоночного велосипеда.  Такие велосипеды применяют спортсмены-профессионалы. В качестве материалов рам используются композиты, применяется оборудование верхних уровней: SHIMANOXTR, SRAMx, часто используются заказные компоненты. Если вы решитесь на покупку такого велосипеда, будьте готовы к тому, что он окажется очень дорогим в обслуживании.

 Следующий вопрос, – какой торговой марке отдать предпочтение?

Выбор велосипедов в магазинах сейчас достаточно большой. Доступны велосипеды различных ценовых категорий и различных производителей. Возникают вопросы -  какую торговую марку выбрать? И что важнее -  надпись на раме велосипеда, или же его комплектация? Насколько важна страна, в которой велосипед собран? Что лучше – купить дешевую модель известного производителя, или за те же деньги взять велосипед менее известной торговой марки, но с лучшей навеской?

 Что же дает покупка велосипеда известного производителя? Такие фирмы, как Klein Bicycle Corporation, Kona Mountain Bikes, Trek Bicycle Corporation, и другие, вкладывают немалые средства не только  в научные исследования, конструкторские разработки, но и  в рекламу. Поэтому, приобретая велосипед одной из этих фирм, мы платим не только за качество разработки и изготовления, но и за известность  торговой марки. Велосипеды этих европейских и американских фирм, как правило, собирают в странах юго-восточной Азии, но с тщательным контролем на всех стадиях производства.

Приобрести велосипед от этих производителей можно, если вы не стеснены в средствах.

Велосипед будет, правда, дорогой, но зато весьма качественный.

НО! Внимание! Из этого правила есть исключение - у таких производителей не рекомендуется покупать бюджетные модели. И вот почему:
Качество велосипедов определяется не только рамой, но и навесным оборудованием, а на дешевых моделях известных фирм качественных компонент (тех, которые из среднего ценового диапазона), естественно, не окажется. При этом цена такого бюджетного велосипеда все равно остается достаточно высокой.

Производители второго эшелона, (Mongoose Bicycle, Marin Bikes, Atom Racing, Merida, Cronus, и др.) тоже выпускают достаточно качественные  изделия. При той же комплектации они оказываются несколько дешевле, чем велосипеды раскрученной торговой марки, а качество изготовления и сборки получается вполне достаточным для большинства потребителей. Производство велосипедов этих фирм осуществляется на тех же самых заводах в странах юго-восточной Азии.

Если вы ограничены в средствах, и вам нужен недорогой, но в то же время надежный велосипед, (например, для велопоходов, для прогулок, или для поведневных поездок) то надо обратить внимание на эти торговые марки.

К производителям второго эшелона можно отнести и тех, кто выполняет на территории России отверточную сборку велосипедов из импортных компонент. Например, Стелс (Кубинка, Московскя обл), Форвард (Пермь). Они, как правило, предпочитают делать делать модели из недорогих комплектующих, поэтому их можно рекомендовать для тех, кому нужно дешевое и практичное транспортное средство для повседневных поездок.

Есть еще третья группа производителей, которых можно объединить под именем Noname Corporation. Велосипеды, производимые ими, получаются очень дешевыми, их можно встретить на вещевых рынках, в магазинах авто запчастей. Часто названия этих велосипедов делаются похожими на известные марки велосипедов и автомобилей (Например, Konna, Mongose). Они очень красиво выглядят, рамы этих велосипедов могут пестрить наклейками типа Shimano Equipped и Made in USA, но покупать эти изделия имеет смысл только для детей и подростков, когда ресурс велосипеда не имеет значения. Как показывает практика, такие велосипеды оказываются одноразовыми: на них часто используются нестандартные комплектующие, так что при попытке ремонта могут возникнуть проблемы.

Личный опыт: знакомые попросили устранить проблему на своем велосипеде такого типа. Суть проблемы: через полгода эксплуатации разболталось крепление седла, срезались зубья на подседельном штыре, в результате носок седла при езде самопроизвольно опускался вниз. Было принято решение заменить подседельный штырь, который, кроме всего прочего, был еще и коротковат для владельца. (он жаловался на неудобную посадку). В результате выяснилось, что диаметр подседельного штыря был нестандартный, и подобрать подходящий подседельный штырь не удалось.

Я вышел из положения, просверлив в креплении седла пару отверстий, и намертво закрепив там седло болтами. При этом была утрачена возможность регулировки наклона седла. Увеличить длину штыря, и сделать посадку более удобной, естественно, не удалось.

Если вы очень сильно стеснены в средствах, лучше или воздержаться от покупки, или приобрести отечественный дорожный велосипед. Можно также подумать над приобретением подержаного велосипеда.

Рекомендации покупателю.
Надпись на раме оказывает на ходовые качества велосипеда меньшее влияние, чем класс оборудования. Поэтому лучше приобрести одну из верхних моделей менее известного производителя, чем велосипед известной фирмы, но с оборудованием более низкого класса, хотя цена этих велосипедов может практически не отличаться.
Утверждения, что на велосипеде марки XXX ездит спортсмен YYY, и поставил на нем мировой рекорд в ZZZZ году, являются не более чем рекламным трюком. Хотя бы потому, что этот спортсмен наверняка ставил рекорд на велосипеде, специально подготовленном для этого спортсмена.
 

Еще один вопрос, касающийся приобретения велосипеда – В каком магазине его надо покупать?

Лучше всего приобретать велосипед в магазине, который специализируется именно на велосипедах. В хорошем магазине обычно выполняется предпродажная подготовка велосипеда, поэтому вы можете сразу после оплаты покупки уехать на нем домой.

В таких магазинах, как правило, работают грамотные продавцы – консультанты, которые помогут не только выбрать модель по карману и по потребностям, но и подобрать раму по росту, отрегулировать седло.  В том же магазине можно сразу купить и все необходимые дополнения для вашего велосипеда.

Рекомендации покупателю.
Покупая первый велосипед, рекомендуется сразу приобрести минимально необходимый набор инструментов и насос.
Не лишними окажутся велокомпьютер и крылья, а также смазку для цепи.
Не забудьте и про запасную камеру (В автомобиле запасное колесо возите?).
О том, что еще следует купить сразу вместе с велосипедом, можно почитать здесь.  

Как показывает практика, обычные спортивные магазины, даже если имеют велосипедный отдел, часто не могут похвастаться большим ассортиментом моделей. Они неохотно берутся продавать модели, которые не пользуются массовым спросом. Да и велосипеды они часто продают только в коробках, полученных с завода, в разобранном состоянии. Собирать велосипед должен покупатель. Процесс сборки и регулировки, конечно, несложен, но требует некоторых навыков, которых у покупателя может и не оказаться.   К  тому же, если при сборке обнаружится какой-нибудь дефект или некомплектность, то доказать свою правоту покупателю будет сложнее.

К сожалению, спортивные супермаркеты тоже не всегда могут похвастаться ни ассортиментом моделей велосипедов, ни качеством обслуживания. Разобранные велосипеды в заводских коробках они, может быть, и не продают, но могут сильно дезинформировать неискушенного покупателя и всучить ему товар, не соответствующий его потребностям. Да и розничные цены в таких магазинах оказываются ощутимо выше. Очень часто я становился свидетелем ситуации, когда весьма посредственный по своим ходовым качествам велосипед рекламировался как нечто исключительное, и предлагался по сильно завышенной цене. Или когда малоизвестный на мировом рынке производитель велосипедов рекламировался как один из мировых лидеров, причем цены на велосипеды его производства тоже явно лидировали. Впрочем, среди супермаркетов есть и весьма толковые, где можно получить грамотную консультацию и купить хороший товар, не переплачивая при этом за несуществующий бренд.

Покупать в таких магазинах велосипед, конечно, можно, но только если вы хорошо ориентируетесь в предметной области и понимаете, что именно и зачем вы приобретаете.

Следующая категория магазинов – это разного рода рынки спортивных товаров. Вот здесь сложно давать какие либо рецепты. Потому что на таком рынке торговые точки, предлагающие китайские поделки, могут мирно соседствовать с грамотными продавцами и качественным товаром по вполне приемлемой цене. То есть на рынок можно надеяться только если вы способны отличить хороший велосипед от подделки.

А вот на вещевых рынках, в магазинах автозапчастей, на автозаправках, и тому подобных заведениях покупать велосипеды настоятельно не рекомендуется. Как правило, у таких торговцев нет нормально организованной мастерской, где эти велосипеды можно собрать, поэтому продаются они только в коробках. С гарантийными обязательствами тоже дела обстоят неважно – к концу сезона этой фирмы на прежнем месте, скорее всего, уже не окажется, и предъявлять претензии, если они возникнут, будет некому. Хотя цены в таких торговых точках обычно очень привлекательные, качество товара не выдерживает никакой критики.

Рекомендации покупателю.
Как отличить подделку от качественного велосипеда?
Как разпознать любителей купить в Китае оптом партию велосипедов за 5$, перекрасить раму, и продать их в сто раз дороже, под видом велосипеда известной марки?

Решение: Внимательно рассмотрите надпись на раме и поковыряйте ее пальцем. Все серьезные производители всегда сначала наносят на раму все надписи, а потом покрывают ее лаком.
Если название фирмы оказывается не под лаком, а в виде наклейки, то перед вами однозначная подделка.

Второй момент, на который тоже следует обратить внимание: Сделать надпись на раме и покрыть ее лаком довольно просто, но недостаточно. Таким образом можно обмануть только самого неопытного покупателя. (а вы после прочтения этой статьи таким уже не являетесь). Чтобы грамотный покупатель не увидел подвоха, махинаторам надо еще не забыть нанести красивые надписи не только на раму, но и на все без исключения детали оборудования - манетки, втулки, тормоза, рукоятки, переключатели, даже на звенья цепи. Если там вместо ожидаемых логотипов Shimano, SRAM, Campagnolo, KMC, Hayes, Tektro, и т.п будут сплошь одни иероглифы... то можно сделать вывод о том, что вас пытаются обмануть. А специально ради вас наносить надписи на все детали велосипеда, жулики, скорее всего, не будут - это им уже экономически нецелесообразно.

Перед покупкой почитайте сайты велосипедной направленности, возьмите с собой знакомого велосипедного гуру, и не давайте себя обмануть.

И последняя рекомендация для покупателей, которые стеснены в средствах – пользуйтесь сезонными скидками.  Цены на велосипеды достигают своего максимума весной и в начале лета, а к августу начинают потихоньку снижаться.  Осенью снижение цен происходит весьма интенсивно, а перед Новым Годом велосипед (по крайней мере, модель уходящего года) можно приобрести по очень привлекательной цене. Но ближе к концу года наиболее ходовые модели оказываются распроданными, а появление новых моделей можно ожидать только ближе к весне. Да и кататься на велосипеде зимой станет не каждый.  Поэтому оптимальным моментом для покупки велосипеда оказывается осень. Точнее – конец сентября или октябрь. В это время цены уже снижены, но выбор моделей в магазинах еще широкий. И еще почти месяц, до первого снега, можно кататься и получать удовольствие.

После покупки велосипеда его надо отрегулировать по росту, и вперед!

 

 

 

 
тел. (495) 226-7982 © veloclub.ru