Стратегии обслуживания велосипеда

Смазка велосипеда

Обслуживание необслуживаемых узлов

Как хранить велосипед зимой

Зимнее катание и уход за велосипедом зимой

Дисковые тормоза в велотуризме

Что такое ChainLine и с чем его едят.

Полевой ремонт

Выбор велосипеда

Перед первым выездом

Что еще надо приобрести после покупки нового велосипеда.

Перевозка велосипеда в легковом автомобиле

Перевозка велосипеда в общественном транспорте

Техника безопасности при езде на велосипеде по городу.

Техника безопасности при езде на велосипеде за городом.

Общественное походное снаряжение

Личное походное снаряжение

Продукты и питание в походах


Как ездить на велосипеде по городу безопасно и комфортно.

Итак, велосипед приобретен. Вы успешно катаетесь на нем по двору, по ближайшему парку. Но спустя некоторое время появляются другие потребности. Например, у жителя крупного города, уставшего от автомобильных пробок, возникает желание попробовать ездить на работу на велосипеде. Кто-то мечтает о том, чтобы выбраться на велосипеде за город, но для того, чтобы добраться до железнодорожной станции, обычно надо некоторое расстояние проехать по городу.

Существует мнение, что ездить на велосипеде по городу нельзя, потому что это очень опасно. Конечно, определенная опасность есть, но ее не надо преувеличивать. В конце концов, дорога - это всегда место повышенной опасности, и мы это должны осознавать, когда садимся в автобус или переходим проезжую часть. Потому что опасно ехать на подножке автобуса, или перебегать оживленную улицу на красный сигнал светофора. Тем не менее большинство людей ездят в автобусах и переходят улицу, причем они не находят в этом ничего чересчур опасного. Точно так же и с велосипедом в городе: если соблюдать определенные правила, то езда на велосипеде по городским улицам становится достаточно безопасной и комфортной.

Ездить по городу на велосипеде можно двумя способами. Велосипедист имеет возможность одним движением превращаться из пешехода в водителя транспортного средства, и этой возможностью нужно пользоваться.

Езда на правах пешехода.

На правах пешехода вы едете только по тротуарам (обочинам) или по дорожкам парка, проезжие части дорог пересекаете по пешеходным переходам, то есть по возможности не выезжая на проезжие части. При езде по тротуарам вы находитесь в относительной безопасности, от вас требуется только минимальное знание Правил Дорожного Движения (ПДД). Кстати, если вам меньше 14 лет, то пешеходный способ езды - единственно возможный для вас.

Проблемы при пешеходном способе катания заключаются главным образом в необходимости прыгать с бордюров и обратно перед каждым перекрестком и въездом во двор. Если эти прыжки надо совершать через каждые сотню метров, то такой стиль езды быстро надоедает.

Опасности при езде по тротуарам исходят обычно от пешеходов с не совсем предсказуемым поведением. К ним относятся дети, престарелые, а также нетрезвые личности. Пешеходы, относящиеся к этим категориям, могут оказаться в полуметре перед вами совершенно неожиданно для вас (и для них самих). Кроме того, под вашими колесами может оказаться и детская кукольная коляска, и небрежно выкинутая пивная бутылка...

Вывод - приближаясь к играющему на дорожке парка ребенку, лучше снизить скорость и объехать его подальше. А нетрезвых лучше объезжать, не снижая скорости.

Еще одна опасность - внезапно открывшаяся перед вами дверь припаркованного автомобиля. У водителей со временем вырабатывается инстинкт - перед тем, как открыть дверь, посмотреть назад и убедиться, что в эту дверь никто не въедет. Но у пассажиров (а на тротуар выходить будет скорее всего именно пассажир) такого инстинкта может не быть. Нет у пассажира и зеркала заднего вида, в которое он мог бы посмотреть, открывая дверь.

Вывод - приближаясь к припаркованному автомобилю, следует объехать его на расстоянии открытой двери.

Другая опасность при езде по тротуарам - автомобиль, заезжающий во двор (или выезжающий со двора). Если следовать ПДД, то автомобиль при заезде/выезде на прилегающую территорию должен пропустить все живое, что движется перед ним по тротуару. Но далеко не всегда это правило соблюдается. Распространенная ситуация - вы не спеша катитесь по тротуару, проезжаете заезд во двор и в это же время туда на приличной скорости влетает автомобиль. Конечно, если произойдет столкновение, то виноватым, будет признан водитель автомобиля. Но вам-то от этого легче не будет! Водитель вас, едущего по тротуару мог просто не заметить из-за припаркованной машины, из-за деревьев, и вообще, он не расчитывал, что кто-то будет двигаться по тротуару со скоростью 15-20 км/ч.

Вывод - подъезжая по тротуару к въезду во двор, следует снизить скорость и убедиться в отсутствии машин, собирающихся туда заехать или оттуда выехать.

До апреля 2014 в ПДД сохранялась некоторая несуразность, касающаяся велосипедистов. В результате этой несуразности, при столкновении автомобиля, заезжающего во двор, и велосипедиста, едущего по тротуару, инспектор ГИБДД мог признать виноватым именно велосипедиста - (нарушение пункта 9.9 ПДД, в котором движение всех транспортных средств по тротуару и обочине были явно запрещены). Велосипед, согласно правилам, тоже является транспортным средством, и никаких исключений для велосипедистов в этом пункте не было!

Впрочем, сотрудники ГИБДД, никогда не обращали внимания на велосипедистов, едущих по тротуару. Они хорошо понимали, что тротуар - единственное безопасное место для велосипедиста.

С апреля 2014 эту несуразность из ПДД убрали. Теперь в этом самом пункте 9.9 для велосипедистов сделаны исключения, и вы можете ехать по тротуарам на велосипеде на вполне законных основаниях (правда, при условии, что рядом нет велосипедной дорожки).

Но не надо забывать, чтопри движении по тротуару преимущество всегда остается за пешеходом. (п 24.6 ПДД) Если на тротуаре много людей, то велосипедист обязан снизить скорость вплоть до полной остановке, или слезть с велосипеда, то есть превратиться в пешехода.

Про велосипедные дорожки

В последние годы на улицах некоторых российских городов начали появляться велопешеходные дорожки и полосы, предназначенные только для движения велосипедов. Автомобилям на этих полосах появляться запрещено. А для велосипедистов правила довольно простые - если на улице, по которой вы двигаетесь, есть велосипедная или велопешеходная дорожка, то вы должны ехать именно по ней, а не по тротуару.

Езда с детьми.

С апреля 2014 в ПДД уточнили, где и как можно ездить на велосипедах детям. Правила для детей тоже довольно простые:

Детям до 7 лет можно ездить на велосипедах только по тротуарам (пешеходным и велопешеходным дорожкам), а также по дворам (в жилых зонах). На выделенных для велосипедистов полосах, и тем более на проезжей части детям до 7 лет появляться нельзя. Естественно, если взрослый велосипедист сопровождает такого ребенка, он тоже должен ехать по тротуару

Детям от 7 до 14 нельзя ехать на велосипеде по проезжей части, даже по выделенной для велосипеда полосе. А по велосипедной дорожке, отделенной от проезжей части - можно.

 

Тротуар,
Велопешеходная дорожка
(сторона для пешеходов)

Велопешеходная дорожка
(сторона для велосипедистов),
Велосипедная дорожка.

полоса для велосипедистов Проезжая часть (правый край)
До 7 лет Разрешено Нельзя Нельзя Нельзя
От 7 до 14 лет Разрешено Разрешено Нельзя Нельзя
Старше 14 лет Разрешено (если нет велосипедной дорожки или полосы для велосипедистов, а также при сопровождении ребенка) Разрешено Разрешено Разрешено (если нет велосипедной дорожки или полосы для велосипедистов)

 

Езда на правах водителя транспортного средства.

В этом случае ваш велосипед - самое настоящее транспортное средство (конечно, не имеющее двигателя, то есть, не механическое), а вы - его водитель. В этом случае вы обязаны соблюдать ПДД, то есть ехать только по проезжей части, следовать дорожной разметке, сигналам светофора, и т.д.

На правах водителя транспортного средства можно ездить велосипедистам, достигшим 14 лет, и имеющим навыки уверенного управления велосипедом.

- А как я узнаю, есть ли у меня эти навыки? - спросит кто-нибудь.

Умение ездить, не держась руками за руль, на дороге не пригодится. Не потребуется там и навыки езды на одном заднем колесе.

А вот умение ездить по прямой траектории (особенно с небольшой скоростью) на дороге жизненно необходимо. Потому что, если вы в начале движения будете вилять по всей ширине проезжей части, то водители автомобилей сзади, скорее всего, вас не поймут.

Существует такое понятие – «максимальная безопасная» скорость водителя. (Термин относится не только к водителям автомобилей, но и к велосипедистам). Пока водитель едет со скоростью, не превышающей его «безопасную» скорость, он способен замечать все детали дорожной обстановки, которая его окружает, и принимать правильные решения. Именно так: водитель должен держать под контролем все то, что происходит не только перед ним, но и по сторонам, и даже позади себя.

При превышении этого порога скорости, способность контролировать окружающую обстановку если и не пропадает совсем, то сильно уменьшается. Тогда водитель, например, может не заметить пешехода, пересекающего проезжую часть, дорожного знака, требующего уступить дорогу…

У начинающего водителя «максимальная безопасная» скорость относительно небольшая, но по мере приобретения опыта вождения она повышается. А вот тут начинаются принципиальные различия между водителями автомобилей и велосипедистами. Дело в том, что первое время водитель автомобиля ездит на специально оборудованной учебной машине, с инструктором, который помогает ему освоить азы вождения, и не дает совершить грубых ошибок на дороге. К тому времени, когда начинающий водитель сдаст экзамен в ГИБДД и получит права, он уже приобретет достаточный опыт, чтобы его «максимальная безопасная» скорость не сильно отличалась от скорости потока автомобилей на городских улицах.

А на велосипеде вы будете учиться ездить по городу сами, без инструктора. И предостерегать от ошибок будет некому.

Человек, который только что научился кататься на велосипеде, имеет безопасную скорость порядка 8-12 км/ч. Конечно, он может ехать быстрее, но все его внимание будет сосредоточено на том, чтобы удержать равновесие. Любая ямка на асфальте, любой камушек приведут к падению. А по улицам города придется ездить со скоростью 25-30 км/ч. Медленней, чем 20 км/ч, ехать не стоит (почему – будет рассказано немного позже). Если такой человек сразу поедет по улицам с оживленным автомобильным движением, то ему будет не до того, чтобы разглядывать дорожные знаки и сигналы светофоров. Конечно, в таких условиях о безопасности и о комфорте не может быть и речи!

Вывод: выезжать на проезжие части дорог можно, только если вы можете долго ехать на велосипеде со скоростью 25-30 км/ч, и при этом способны контролировать дорожную обстановку вокруг вас. Если таких навыков еще нет, то на проезжие части дорог выезжать не спешите. Приобретайте начальный опыт вождения на дорожках парков, во дворах, и на тротуара, то есть катайтесь на правах пешеходов.

Растущая популярность велотуризма, и проблема городских пробок приводят к тому, что велосипед, ранее считавшийся транспортом для подростков, становится все более популярен, причем среди вполне взрослых людей. То есть среди велосипедистов все чаще встречаются те, кто научился кататься еще в детстве, а теперь заново осваивает этот вид транспорта, только после 30-40летнего перерыва. Поэтому многие начинающие велосипедисты имеют водительские права и многолетний опыт вождения автомобиля. Насколько этот опыт поможет им за рулем велосипеда? Конечно, им не потребуется заново учить правила проезда перекрестков. Но не факт, что их «максимальная безопасная» скорость будет сильно отличаться от скорости новичка, месяц назад научившегося держать равновесие?

Поэтому совет тем, кто умеет хорошо водить автомобиль, а за рулем велосипеда не сидел много лет: Учтите, что одна и та же улица, один и тот же перекресток, выглядят совершенно по-разному из кабины автомобиля и из-за руля велосипеда. И между этими двумя точками зрения может не быть ничего общего.

Еще вы должны быть уверены в исправности своего велосипеда: руль и тормоза не помешает проверить перед каждым выездом. Представьте себе, что вы после замены покрышки забыли застегнуть тормоза V-brake, и вспомнили об этом только перед перекрестком…

Известно, что после проезда по луже тормозной путь увеличивается. Так вот, вы должны чувствовать, насколько увеличится тормозной путь именно вашего велосипеда. Чтобы не получилось, что вы нажимаете на тормозные рукоятки, а велосипед еще десять метров будет думать, стоит ли ему начать останавливаться…. Вполне реальная, между прочим, ситуация (если на велосипеде стоят дисковые тормоза, то вероятность такого события уменьшается).

Как ездить по городским улицам безопасно и комфортно.

Как показывает практика, если ехать, соблюдая правила, вести себя на дороге предсказуемо и адекватно, и никому не создавать необоснованных помех, то подавляющее большинство водителей будут относиться к велосипедисту с уважением, а езда станет достаточно комфортной и безопасной. Хотя, конечно, принципа трех Д (Давай Дорогу Дуракам) никто не отменял.

Сигналы поворота и торможения.

Согласно Правилам, при движении по проезжей части водитель любого транспортного средства, и в частности, велосипеда, обязан подавать сигналы поворота и торможения.

Для обозначения поворота необходимо вытянуть руку в соответствующую сторону. (п 8.1 ПДД)

Рука, согнутая в локте, обозначает поворот в противоположную сторону. Велосипедисты обычно не используют этот сигнал: он предназначен для водителей автомобилей, у которых оказались неисправны указатели поворотов.

Подача сигнала рукой должна начинаться заблаговременно, ДО НАЧАЛА выполнения маневра, и может быть закончена непосредственно ПЕРЕД НАЧАЛОМ поворота. (п 8.2 ПДД).

Торможение обозначается поднятой вверх рукой (любой). Сигнал торможения тоже надо подавать заблаговременно, за пару секунд до начала самого торможения (одновременно тормозить и подавать сигнал достаточно затруднительно) Сигнал торможения на практике подается только если прямо за вами едет автомобиль, или другой велосипедист, и для него ваше торможение может оказаться неожиданным.

Сигналы поворота и торможения нужно подавать четко и ясно - представьте себе, что вы, собираясь повернуть налево, вяло махнете рукой, а водитель едущего за вами автомобиля этот взмах рукой истолкует неправильно, и начнет вас обгонять...

По каким улицам не рекомендуется ездить на велосипеде?

Все городские улицы можно разделить на 3 группы -

  • магистральные улицы (те, на которых организовано бессветофорное движение транспорта).
  • улицы с интенсивным движением,
  • улицы без интенсивного движения.

Конечно, это деление на группы условно - одна и та же улица может оказаться забитой автомобилями по утрам, и совершенно пустой днем.

На магистральных улицах (таких, как МКАД, третье транспортное кольцо) часто установлены знаки, которые прямо или косвенно запрещают движение велосипедистов. Например, знак 5.1 (автомагистраль), 5.3 (дорога для автомобилей).

Но даже если таких знаков нет, на магистральных улицах на велосипеде лучше не появляться - вы там не будете чувствовать себя в безопасности. Обычно на таких улицах разрешается двигаться со скоростью, большей, чем 60 км/ч. С точки зрения велосипедиста это означает, что даже в правом ряду автомобили медленней, чем 60-70 км/ч не едут. И велосипедисту оказываться рядом с ними на проезжей части не стоит: слишком велика разница между вашими скоростями. Не получится спокойно проехать на велосипеде и по обочине такой дороги: представьте себе, что на обочине из-за неисправности остановился автомобиль, и вам необходимо его объехать. Вы не всегда сможете объехать его справа - автомобиль может стоять вплотную к ограждению. А выехать с обочины в правый ряд и объехать препятствие слева небезопасно...

Вторая проблема для велосипедиста, едущего по магистральной улице - перекрестки, точнее, их отсутствие. Перекрестки на таких улицах не оборудуются светофорами, вместо них сооружаются многоуровневые транспортные развязки. Зачастую развязки спроектированы так, что примыкающая дорога вливается в основную справа. То есть вы можете ехать на велосипеде по крайнему правому ряду, а через несколько десятков метров окажетесь уже не в правом, а в третьем ряду. Дальше вы не сможете ехать безопасно: справа от вас со скоростью 70-80 км/ч проносятся автомобили, водители которых меньше всего ожидают встретить прямо перед собой велосипедиста...

Да и сотрудники ГИБДД, обычно не обращающие на велосипедистов внимания, могут согнать вас с магистральной улицы. И при этом они будут, по большому счету, совершенно правы - дорожно транспортные приключения с вашим участием не нужны никому.

В общем, если вдоль магистрали есть тротуар - езжайте по нему. Обычно тротуар вдоль магистральных улиц отделен от проезжей части защитными ограждениями, и ехать по нему значительно безопаснее. Часто вдоль магистралей идут параллельные улицы - дублеры, по которым ехать на велосипеде значительно безопаснее и комфортнее. Если же ни дублера, ни тротуара нет - поищите другой маршрут.

По остальным улицам ездить на велосипеде можно, естественно, с некоторыми ограничениями (все они определены в ПДД).

На улицах с интенсивным автомобильным движением важно сделать себя заметным для водителей автомобилей. Важно, чтобы велосипед был оснащен световыми сигналами (даже при езде днем), и зеркалом заднего вида. Да и громкий звуковой сигнал не помешает. (Обычный велозвоночек в кабине автомобиля могут и не услышать).

Ваша одежда должна иметь яркий, броский цвет, иметь светоотражающие полосы. Если вы не можете себе позволить приобрести дорогую велоодежду, то сходите в магазин рабочей одежды, и купите сигнальный жилет оранжевого или ярко-зеленого цвета. Стоят такие жилеты недорого, зато вы заметите, что количество вежливых водителей вокруг вас сразу увеличится.

На голову настоятельно рекомендуется одевать шлем.

Кроме того, чтобы ездить по улицам с интенсивным движением безопасно и комфортно, нужно, что называется, «чувствовать» транспортный поток вокруг вас. А это чувство приходит только с опытом (годами и сотнями километров). Поэтому появляться на таких улицах следует только опытным и уверенным в своих силах велосипедистам.

А на улицах без интенсивного автомобильного движения велосипедист чувствует себя довольно комфортно. Но и на таких улицах надо ехать, соблюдая правила.



Как надо ехать по городским улицам?

Самое главное правило при езде на городских улицах - ехать надо уверенно, предсказуемо. То есть все ваши намерения должны быть понятны для всех остальных участников движения. И, естественно, надо хорошо знать ПДД.

Существует несколько распространенных заблуждений, касающихся безопасности при движении по городским улицам.

Миф первый - ехать медленно безопаснее, чем ехать быстро. Это верно только в том случае, когда вы едете по пустой дороге. При движении в транспортном потоке самая безопасная скорость - скорость этого потока. Если вы едете по правому краю проезжей части, то надо придерживаться скорости, с которой едут автомобили в правом ряду. Обычно там быстро не ездят, (магистральные улицы мы больше не рассматриваем) - кто-то собирается повернуть направо, кто-то паркуется. В правом ряду автомобили движутся со скоростью - 30-40 км/ч. Если вы будете ехать со скорость 25-30 км/ч, то вы, с вашими небольшими габаритами, в правой полосе никому помех не создадите, вы будете полноправным участником движения. Автомобили, конечно, будут вас обгонять, но разница между вашими скоростями окажется небольшой. Поэтому вас будут заблаговременно замечать, и это сведет вероятность ДТП почти до нуля.

- 25-30 км/ч - это очень быстро для меня, я не смогу долго ехать с такой скоростью, быстро устану, - скажет кто-то.

Если снизить скорость до 10-15 км/ч, то водители начнут считать вас пешеходом, вышедшим на проезжую часть (то есть вы станете помехой). Конечно, бывает, что ехать быстро не получается - дорога идет в гору, или вы не в том физическом состоянии.

Тогда и не надо ехать по проезжей части - переходите на тротуар и продолжайте движение на правах пешехода.

Миф второй - безопаснее ехать как можно ближе к правой обочине. Раньше в ПДД велосипедисту разрешалось ехать не далее 1 метра от края проезжей части. В последние годы это требование было практически невыполнимо - край проезжей части часто полностью заставлен припаркованными машинами... Поэтому в новой редакции Правил этот пункт претерпел изменения - теперь велосипедист должен ехать по возможности правее (пункт 24.2). Действительно, во многих случаях на велосипеде следует ехать как можно ближе к правому краю проезжей части. Но из этого правила есть исключения. Иногда безопаснее ехать по середине правого ряда. Только надо помнить: для того, чтобы ехать по середине правого ряда и никому там не мешать, надо ехать достаточно быстро (см миф 1).

Рисунок 1: Водитель автомобиля не видит велосипедиста.

Распространенная ситуация - вы едете по улице, прижимаясь к обочине, а в это время с прилегающей территории (со двора) выезжает автомобиль. (рис 1) Водитель, естественно, смотрит налево - машин там вроде как нет - и выезжает на проезжую часть. А вас он не видел за придорожным кустом или за припаркованным автомобилем. И вы его не видели за тем же кустом.

Рисунок 2: Велосипедист, едущий посередине полосы, лучше заметен на дороге.

В этой ситуации безопаснее ехать посередине правого ряда (рис 2): тогда у водителя, выезжающего с прилегающей территории больше шансов вас заметить и уступить дорогу. Впрочем, он может и не уступить (например, неправильно оценить вашу скорость) - к этому тоже надо быть готовым.

Но долго ехать посередине правого ряда тоже не следует: вы будете мешать движению автомобилей. Перестраиваться на середину правого ряда имеет смысл только при проезде перекрестков или выездов с прилегающих территорий. И только в том случае, если правый ряд свободен: иначе вы не сможете выполнить это перестроение безопасно. Да обычно это и не нужно. В ситуации с выездом со двора, если по дороге движется поток транспорта, то водитель выезжающего автомобиля уступит дорогу всем автомобилям, движущимся по дороге (их-то он заметит, не сомневайтесь), а заодно и вам.

Во время езды надо избегать резких перестроений, перемещений поперек дороги. Если у вас есть серьезные основания для того, чтобы переместиться левее (например, надо объехать препятствие на проезжей части: припаркованный автомобиль, или открытый люк), то следует за 50-100 метров до него подать рукой сигнал левого поворота, и не спеша начать перемещаться влево, посматривая назад (или в зеркало заднего вида). Если же вы начнете перестраиваться, только подъехав к препятствию вплотную, то рискуете неожиданно появиться перед обгоняющим вас автомобилем. Но это если припаркованный автомобиль один на сотни метров дороги. Поэтому делаем вывод: во время езды смотрите не на свое переднее колесо, а на то место, в котором вы окажетесь секунд через 5-10.

Часто приходится ехать по улице, правый ряд которой плотно заставлен припаркованными автомобилями. Тут все просто - ехать надо примерно в метре от этих автомобилей. Почему не ближе? Потому что метр - это расстояние открытой двери. Вы уверены, что успеете затормозить, если прямо перед вами у автомобиля откроется дверь?

А если правый ряд заставлен припаркованными машинами не плотно, а между ними есть промежутки метров по 100-200, то лучше не нырять в эти промежутки, а ехать прямо - так безопаснее. Синусоида – не самая оптимальная траектория движения транспортного средства.

Если вы планируете ездить в сумерках и в темноте, то обязательно нужно сделать свой велосипед заметным для водителей автомобилей. Обычно велосипеды комплектуются светоотражателями, (спереди - белым, сзади - красным, а по бокам - желтыми или оранжевыми). Сами по себе они не светят, но делают велосипед заметным в свете автомобильных фар. Если вы будете ездить в потемках только по дворам, то светоотражателей будет достаточно. Но если придется выезжать на автомобильные дороги, (даже на освещенные), лучше установить на велосипед переднюю фару белого цвета, и красный задний фонарь. Представьте себе, что сзади вас окажется автомобиль с выключенными, или неисправными фарами. Из кабины такого автомобиля ваш велосипед со светоотражателем виден не будет!

Включать фонари на велосипеде нужно, как только начало смеркаться. Сумерки – это довольно опасное время, когда, кажется, что «еще светло», но на самом деле многие мелкие объекты (а велосипедист из кабины автомобиля выглядит именно таким мелким объектом) уже не видны. Зачем экономить батарейки, подвергая свою жизнь опасности? А при проезде оживленных перекрестков не помешает включить переднюю фару и днем: так вы дадите понять другим участникам движения, что вы знаете правила, и являетесь полноправным водителем транспортным средства.

Чего нельзя делать при езде на велосипеде по автомобильной дороге.

  • В ПДД явно написано, что запрещается ехать на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой. Потому что при этом вы едете без тормозов: тормозные рукоятки на велосипедах находятся на руле, а возможностей ножного тормоза может не хватить для экстренного торможения. Кроме того, любая, самая незначительная неровность на дороге может привести к тому, что вы вильнете в сторону, под колеса обгоняющего вас автомобиля. Короче говоря, как бы хорошо вы ни умели управлять велосипедом, езда без рук - это цирковой трюк. А дорога – это не лучшее место для исполнения трюков.

  • Нельзя висеть "на колесе" у автомобиля, хотя такой соблазн существует - за движущимся автомобилем образуется воздушный поток, в котором можно ехать несколько быстрее. Опасность такой езды заключается в том, что дистанция между Вами и автомобилем впереди получается недостаточной. Если водитель неожиданно применит экстренное торможение, то попутного столкновения избежать будет очень непросто. Возможна и другая ситуация: Представьте себе, что водитель автомобиля, увидев небольшое препятствие (например, колдобина, камень), решил пропустить его между колесами, не сбавляя скорости. Успеете ли вы разглядеть эту колдобину и объехать ее на высокой скорости, если едете в двух метрах от автомобиля? В общем, соблюдайте дистанцию, и проблем при движении в потоке будет меньше.

  • Нельзя ездить по улицам в низкой посадке, хотя она и обеспечивает лучшую аэродинамику. Водитель любого транспортного средства должен смотреть вперед на дорогу, а не на свое переднее колесо. Низкая посадка хороша только для гонок, когда свободную дорогу обязаны обеспечить организаторы соревнований

  • Останавливаясь перед светофорами, не приближайтесь к едущему впереди автомобилю ближе, чем на 1.5 - 2 метра. Особенно, если он остановился на подъеме. Не ровен час, перед началом движения этот автомобиль покатится назад. Кроме того, неопытный водитель может по ошибке вместо первой передачи включить задний ход (владельцы ВАЗ 2108 и 2109 меня поймут).

  • Небольшие габариты велосипеда – это одно из его преимуществ, особенно при движении в потоке транспорта. Но не стоит злоупотреблять этим преимуществом. Иногда появляется соблазн объехать справа автомобили, стоящие перед светофором в очереди: между правыми бортами автомобилей и тротуаром может быть расстояние, достаточное для проезда велосипедиста. Но только до тех пор, пока автомобили стоят неподвижно. А когда эта очередь начнет двигаться, даже с небольшой скоростью, то вас могут нечаянно притереть к тротуару. (В этих условиях может выручить умение запрыгивать на бордюрный камень, но лучше в такие ситуации не попадать). Особенно опасно оказываться рядом с правым бортом грузовика: из кабины грузового автомобиля велосипедист не виден! Если у перекрестка скопилась длинная очередь автомобилей, то велосипедисту следует перебраться на тротуар и проехать пару сотен метров на правах пешехода.

  • Во время езды по дороге не затыкайте уши наушниками плеера. Водитель должен контролировать обстановку вокруг себя, а слух – весьма важный канал получения информации. Если уж совсем не можете жить без музыки, то оставьте свободным одно ухо. И не следует пользоваться сотовым телефоном во время движения.

  • Не надо учить водителей соблюдать ПДД, рискуя своим здоровьем, а то и жизнью. Конечно, культура вождения в нашей стране еще недостаточна, (хотя ситуация пусть медленно, но все-таки улучшается). Согласен, на дорогах встречаются водители, вообще никогда не читавшие правил. Так вот, в случае ДТП вы все равно ничего ему не втолковать не сможете, (потому что, скорее всего, получите травму, и вам будет не до того). Более убедительные аргументы в разговоре с таким горе – водителем найдутся у инспектора ГИБДД. Пусть инспектор и занимается своим делом – ведь ему, в отличие от вас, за это деньги платят. Аналогично, на наших дорогах можно встретить хамовитого хозяина жизни на тонированной иномарке, уверенного, что ему на дороге дозволено все. Естественно, он никому и никогда уступать дорогу на перекрестке не будет. Сможете ли вы объяснить ему, что он, мягко говоря, не прав? Если едете на велосипеде, то вряд ли.… Это лучше сделает водитель грузовика, поленившийся нажимать на тормоз. В отличие от вас, даже в случае ДТП, он, вероятнее всего, сильно не пострадает.

Особенности проезда перекрестков на велосипеде.

Правила проезда перекрестков достаточно просты:


Рисунок 3: Перекресток с включенным светофором: знаки приоритета не работают.

Если перед перекрестком установлен светофор (или регулировщик), то порядок проезда определяется сигналами этого светофора / регулировщика. (п. 13.3 ПДД)


Рисунок 4: Перекресток без светофора: порядок проезда определяется знаками приоритета.

Если светофора нет, или он не работает (выключен, или мигает желтым), то перекресток называется нерегулируемым, а порядок проезда определяют знаки приоритета. (Транспортные средства, находящиеся на второстепенной дороге, должны уступать дорогу тем, кто находится на главной).

Не забывайте, что работающий светофор отменяет действия знаков приоритета, установленных на перекрестке.

Рисунок 5: Перекресток равнозначных дорог. Порядок проезда определяется правилом "правой руки"

Если нет ни светофора, ни знаков приоритета, то дороги считаются равнозначными, и на таких перекрестках работает правило правой руки: уступает дорогу тот, у кого справа находится другое транспортное средство. (п. 13.9 ПДД).



Мир перекрестков сложен и многообразен. Бывают перекрестки, на которых главная дорога меняет направление. Иногда на перекрестках оказываются трамвайные пути. О том, как нужно проезжать эти перекрестки, подробно написано в ПДД. Если у вас нет водительского удостоверения, то не поленитесь приобрести книжку с этими правилами, и изучите ее.

Потому что, раз уж вы едете по проезжей части, то правила проезда перекрестков надо уверенно знать и уметь ими пользоваться.

«Уметь пользоваться» означает, что если при проезде перекрестка, согласно правилам, вы имеете преимущество перед автомобилем, вы не обязаны пропускать этот автомобиль только на том основании, что он грузовик, причем большой и железный. Убедившись, что водитель грузовика вас видит, и уступает вам дорогу, смело езжайте вперед.

Впрочем, не надо настаивать на своем преимуществе: проезжайте первым, только если явно видите, что вам действительно уступают дорогу.

Проезжать перекрестки надо быстро, уверенно, не забывая при необходимости подать рукой сигнал поворота.




Поворот направо - обычно удается без затруднений. Чаще всего поворот направо разрешен только из правого ряда, а вы как раз в нем и находитесь. Здесь самое главное - заблаговременно выехать на середину правого ряда, чтобы не повернуть направо одновременно с каким-нибудь автомобилем (вспоминаем миф 1). Иначе он может прижать вас к обочине.

Рисунок 6: Поворот направо — неправильно. Автомобиль может на повороте вас обогнать...


Рисунок 7: … и прижать велосипедиста к обочине.


Рисунок 8: Поворот направо - правильно.


Рисунок 9: Теперь водитель автомобиля вас видит.



Самое неприятное - оказаться справа от грузового автомобиля (особенно с прицепом), или автобуса, совершающего правый поворот. Не забывайте, что из кабины грузового автомобиля вас совершенно не видно! Грузовики и автобусы лучше пропускать вперед, и на повороте следовать за ними.


Рисунок 10: Светофор с дополнительной секцией. Велосипедист может ехать в любом направлении.

Практически все знают, что если на перекрестке установлен светофор с дополнительной секцией со стрелкой, то поворачивать можно только при горящем сигнале этой секции.


Рисунок 11: Светофор с дополнительной секцией. Велосипедист может повернуть направо, только уступив дорогу автомобилю.

К сожалению, (судя по статистике ДТП) даже среди водителей автомобилей не все знают, что, если одновременно со стрелкой горит красный сигнал основного светофора, то поворачивать можно, но при этом обязательно нужно уступить дорогу тем, кто едет прямо по дороге, на которую вы намерены выехать. (п. 13.5 ПДД).

Не стоит злоупотреблять своими небольшими габаритами, втискиваясь между правой обочиной и потоком автомобилей. Если кто-нибудь из водителей надумает припарковаться сразу после перекрестка, то вас он может не заметить и притереть к обочине. Лучше честно уступить дорогу.






Проезд перекрестка прямо - Тоже обычно удается без проблем. Как правило, прямо можно ехать из любого ряда, в том числе и из нашего любимого правого. Только следует заблаговременно выехать на середину правого ряда, и развить достаточно большую скорость - чтобы водитель едущего сзади автомобиля, при повороте направо, не надумал вас обогнать.


Рисунок 12: Проезд перекрестка прямо – неправильно.


Рисунок 13: Потому что вас обгоняет автомобиль, поворачивающий направо.


Рисунок 14: Проезд перекрестка прямо – правильно.


Рисунок 15: Теперь водитель автомобиля, едущего за вами, вас видит.



Рисунок 16: Проезд перекрестка прямо – неправильно. Из правой полосы возможен только поворот направо.

Ситуация осложняется, если на этом перекрестке из правого ряда можно только повернуть направо, а прямо ехать нельзя (на таких перекрестках над каждой полосой висят соответствующие знаки (5.8.2), а на дороге нанесена специальная разметка). Попытка нарушить правила и проехать прямо из правого ряда к успеху не приведет.

Когда вам будет гореть зеленый, вы не сможете проехать прямо: перед вами будут стоять автомобили, желающие повернуть направо и ожидающие стрелку в дополнительной секции светофора. А когда эта стрелка загорится, проезд прямо для вас будет невозможен – основной светофор в это время будет гореть красным.

Самый простой способ для велосипедиста проехать такой перекресток прямо – перейти на тротуар и воспользоваться пешеходным переходом.



Рисунок 17: Проезд перекрестка прямо – правильно. Из правой полосы возможен только поворот направо, а велосипедист находится между правой и второй полосами.

Но если есть возможность заблаговременно перестроиться и занять место между первым и вторым рядом, то вы сможете проехать этот перекресток в прямом направлении, не нарушая правил и совершенно безопасно. Ну, почти не нарушая – в этом случае вы не будете ехать как можно правее. Зато между первым и вторым рядом вы сможете спокойно ждать зеленого сигнала светофора, там не будете мешать тем, кто поворачивает направо по стрелке.

Сразу после проезда этого перекрестка спокойно перебирайтесь в правый ряд. Вам никто не должен помешать перестроиться, потому что все автомобили, которые стояли перед светофором правее вас, обязаны повернуть направо. Но на всякий случай все-таки подайте правой рукой сигнал поворота, и обернитесь, проверьте, что справа от вас не несется какой-нибудь шустрик-нарушитель, после чего продолжайте путь.

А если у вас не получается заблаговременно перестроится (поток транспорта очень плотный), то для проезда прямо проще на время стать пешеходом - вы будете мешать тем, кто поворачивает направо.

Рисунок 18: Проезд перекрестка прямо в такой ситуации опасен. Следует воспользоваться пешеходным переходом

Превратиться в пешехода следует и на тех перекрестках, на которых поворот направо разрешен из нескольких рядов. Чтобы проехать такой перекресток прямо, вам потребуется перестроиться не во второй, а в третий ряд. А это велосипедисту делать уже не следует. Хотя бы потому, что потом из третьего ряда придется возвращаться в крайний правый.





Поворот налево – Это – достаточно сложный маневр, его можно рекомендовать только уверенным в своих силах велосипедистам. Когда такой уверенности нет – становитесь на время пешеходом.

Если на дороге одна полоса в каждом направлении, поворот налево на велосипеде выполнить проще. Только опять же, перед поворотом следует заблаговременно выехать на середину правого ряда, чтобы не пересечься с автомобилем, желающим проехать перекресток прямо. Не забывайте, что вы обязаны пропустить транспорт, движущийся во встречном направлении. Делать это следует на самом перекрестке, а не перед ним. То есть поворот налево на велосипеде выполняется в три этапа:

Рисунок 19: Поворот налево: выезд на перекресток.

Раз - Не доезжая несколько десятков метров до перекрестка, вы показываете левой рукой сигнал поворота налево, и перебираетесь на середину полосы.

Рисунок 20: Поворот налево - пропускаем встречных

Два - Дожидаетесь разрешающего сигнала светофора, еще раз показываете сигнал поворота налево и выезжаете на перекресток. Если по встречной полосе движется транспорт, то останавливаетесь посреди перекрестка (так, чтобы не мешать автомобилям) и пропускаете всех встречных.

Где лучше остановиться на перекрестке, чтобы никому не мешать? Автомобили, совершающие поворот налево, проезжают через центр перекрестка. А велосипедисту лучше проехать немного вперед, и расположиться почти параллельно осевой линии, справа от нее. Там вы сможете в безопасности ждать, пока проедут автомобили по встречной полосе. Нет ничего страшного в том, что рядом с вами, возможно, будет стоять автомобиль (на схеме – коричневого цвета). Он точно так же, как и вы, будет уступать дорогу встречному транспорту, и поедет не раньше вас.

А вот сильно удаляться от осевой линии или располагаться под большим углом к ней не стоит: вы будете мешать тем, кто едет по вашей полосе прямо (автомобилю синего цвета)

Рисунок 21: Поворот налево - уезжаем с перекрестка

Три – Дождавшись момента, когда на встречной полосе никого нет, вы поворачиваете налево и выезжаете с перекрестка. Ничего страшного не произойдет, если придется покидать перекресток уже на желтый или красный сигнал светофора – правилами это допускается. (п 13.7) Уезжать с перекрестка надо быстро, хотя и без суеты. Если вы замешкались, а прямо на вас начали двигаться автомобили, которым загорелся зеленый свет (на схеме – автомобиль сиреневого цвета), не пугайтесь. Во-первых, они обязаны уступить вам дорогу. (п 13.8). А во-вторых, скорее всего, прямо перед вами, в паре метров, окажется пешеходный переход. И уж на нем- то вы наверняка будете находиться в безопасности.



Если же на дороге несколько полос, то повернуть налево можно, только перестроившись в левую полосу. А это на велосипеде сделать затруднительно - вы будете мешать тем, кто едет прямо. Поэтому поворот велосипеда налево в такой ситуации явно запрещен ПДД (п 24.3).

 

Рисунок 22: Поворот налево на Т-образном перекрестке.

Исключение из этого правила можно сделать только на Т-образном перекрестке, когда прямо ехать нельзя. Если вам удастся заблаговременно перестроиться между первым и вторым рядом, то можно безопасно повернуть налево. Если же не удастся – превращайтесь в пешехода.



Перекресток с круговым движением.

Перекресток с круговым движением при кажущейся простоте таит в себе несколько неочевидных сложностей, поэтому безопасный проезд таких перекрестков на велосипеде возможен не всегда.



Рисунок 23: Вьезд на перекресток с круговым движением. Если нет ни светофора, ни знаков приоритета, то все въезжающие на круг имеют преимущество.

Въезд на перекресток с круговым движением не вызывает затруднений: это, в сущности, обычный поворот направо. Если перед перекрестком установлены знаки приоритета, то порядок проезда определяется этими знаками. А если светофора и знаков приоритета нет, то работает правило правой руки - преимущество находится у того, кто въезжает на перекресток. То есть когда вы въезжаете на круг, то автомобили, едущие по кругу, должны уступать вам дорогу.

Но должны уступать - это еще не значит, что все водители будут дружно это делать. Перекрестки с круговым движением - это довольно опасные места, потому что там не всегда очевидно, кто сейчас имеет преимущество, а кто должен уступать дорогу. Поэтому на таких перекрестках риск ДТП относительно велик. Значит, кроме правила правой руки, не забываем и правило трех Д (Давать Дорогу Дуракам): имея преимущество, выезжаем на перекресток, только убедившись, что вас видят и действительно уступают дорогу.

Въехав на круг, вы продолжаете движение по правой полосе, как обычно.

 

Рисунок 24: Выезд с перекрестка с круговым движением.

Выезд с такого круга не должен вызывать затруднений – это не более чем обычный поворот направо.

 

Рисунок 25: Проезд по кругу прямо – неочевидную сложность создают нарушители.

Проехать по кругу, не сворачивая в ближайший выезд, на первый взгляд, тоже не представляет сложности. Ведь это, в сущности, проезд перекрестка прямо, (только при этом важно разобраться, кто кому должен уступить дорогу: вы или тот, кто въезжает в круг - смотрите на знаки приоритета). И еще заблаговременно выехать на середину своей полосы, чтобы не пересечься с автомобилем, выезжающим с круга.

Согласно ПДД, въезд перекресток с круговым движением может осуществляться из любого ряда (в том числе и из любимого велосипедистами правого), и это практически все водители автомобилей знают. А вот то, что выехать с круга можно только из правого, внешнего ряда, знают почему-то далеко не все. Поэтому при проезде перекрестка с круговым движением и появляются сложности.

Вы пытаетесь проехать по кругу прямо, а поток нарушителей, желающих повернуть направо из второго ряда, вам это сделать не дают. Особенно, если конфигурация перекрестка такова, что они могут проехать этот перекресток на скорости, для велосипеда недостижимой. Иногда проехать круг по правому ряду даже на автомобиле непросто. Не поможет и перестроение между первым и вторым рядами: ведь через несколько десятков метров вам придется возвращаться в правый ряд, и нет никакой уверенности, что вы безопасно сможете это сделать.


Вывод - если конфигурация перекрестка такова, что водители вынуждены снижать скорость до 20-30 км/ч, то вы можете спокойно проехать перекресток на велосипеде.

А если на перекрестке наблюдается скопление автомобилей, то самое безопасное решение – перейти на тротуар и стать пешеходом.

Как пересекать рельсы на велосипеде.

Если на улице, по которой вы едете, проложены трамвайные пути, то надо соответственно знать и все правила движения, относящиеся к трамваям. Они несложные: Трамвай должен уступить вам дорогу в трех случаях –

  • если он выезжает из депо,

  • При наличии светофора: если ему горит запрещающий сигнал светофора, а вам – разрешающий. (Учтите, что для трамваев могут использоваться специальные светофоры)

  • При отсутствии светофора: если он находится на второстепенной дороге, а вы – на главной.

Во всех остальных случаях трамвай имеет преимущество, то есть едет первым.

Некоторые особенности есть и при проезде перекрестков с трамвайными путями. Если сигнал светофора разрешает движение и трамваю, и вам, то вы должны уступить трамваю дорогу.

Еще одна особенность касается левого поворота на перекрестке с трамвайными путями посередине. В таком случае левый поворот можно сделать, только превратившись в пешехода. (п 24.3) Потому что, следуя правилам, повернуть налево вы можете только с трамвайных путей. А выезжать туда на велосипеде не стоит: вам придется пересекать рельсы под острым углом, в этой ситуации падение весьма вероятно.

Не забывайте, что пересекать рельсы на велосипеде лучше под прямым углом. Особенно в сырую погоду.

Езда на велосипеде по улицам с полосой, выделенной для движения общественного транспорта.

В последнее время на улицах крупных городов начали появляться полосы, предназначенные только для движения общественного транспорта.

Согласно правилам, движение, остановка и стоянка всех прочих транспортных средств в таких полосах запрещено. И никаких исключений для велосипедистов в современной редакции ПДД не предусмотрено.

В результате у многих возникают вопросы: можно ли ехать на велосипеде по дороге с выделенной для общественного транспорта полосой, и как ехать по такой дороге безопасно и комфортно.

Теперь переходим от теоретических выкладок к реальности. А реальность такова, что (будем говорить честно) единственная категория водителей, которые от введения выделенной полосы оказались в явном выигрыше - это как раз велосипедисты.

Общественный транспорт сильно быстрее ездить не стал, владельцам личных автомобилей стало слегка теснее из-за уменьшения количества полос.

А то, что правая полоса оказалась очищена от припаркованных автомобилей - это весьма удобно именно велосипедистам.

Как показывает практика, сотрудники ГИБДД не обращают внимания на велосипедистов, едущих по выделенной полосе. Естественно, при условии, что велосипедист не создает никому необоснованных помех. Но важно понимать, отдельные полосы для общественного транспорта выделяют только на дорогах с интенсивным движением, на которых велосипедисту надо быть особенно осторожным. Поэтому езду по таким дорогам на велосипеде можно посоветовать только уверенным в своих силах велосипедистам.

Общие правила езды по таким полосам ничем не отличаются от правил езды по всем остальным дорогам. Ехать надо достаточно быстро, держаться по возможности правее, и лишь при необходимости плавно перестраиваться на середину полосы.

Проблемы при движении по выделенным полосам создают стоящие у остановок автобусы (троллейбусы) Велосипедист, желающий обогнать их, вынужден перебираться во второй ряд. И не факт, что можно будет безопасно вернуться обратно в правую полосу.


Рисунок 26: Объезд общественного транспорта: неправильно: вы "подрезаете" стоящий автобус


Рисунок 27: Он может начать движение в любой момент неожиданно для вас.

Распространенная ситуация: вы подъезжаете на велосипеде к автобусной остановке, перед которой скопилась очередь из трех-четырех автобусов. Естественно, вы занимаете место между первым и вторым рядами и начинаете эти автобусы объезжать. И в тот момент, когда вы уже почти объехали первый автобус в очереди, и пытаетесь перестроиться вправо, он внезапно для вас начинает движение.

Не было бы выделенной полосы - водитель автобуса, перед началом движения, посмотрел бы в зеркало заднего вида и убедился бы, что его никто не обгоняет. А тут он может в зеркало и не посмотреть: в его полосу никто перестраиваться вроде как не должен...

Водитель автобуса сидит достаточно высоко, и его взгляд идет выше маленькой фигурки велосипедиста.

А в начале движения внимание водителя автобуса может оказаться сосредоточено на дверях машины (вдруг там кого зажало?), на выдаче билетов и сдачи пассажирам, и на прочих мелочах.


Рисунок 28: Объезд общественного транспорта: правильно


Рисунок 29: Теперь водитель автобуса вас видит.

Вывод: объезжая автобус (троллейбус) стоящий на остановке, не забывайте, что он может начать движение в любой момент. Поэтому перестраивайтесь вправо, только опередив его хотя бы метров 10-15 (чтобы водитель вас наверняка видел).

И не забывайте перед перестроением подать рукой сигнал поворота!

Если же автобус начал движение раньше, чем вы успели перестроиться в правую полосу, пропускайте его вперед, и перестраивайтесь уже за ним.



Еще опасности при движении по выделенным полосам исходят от автовладельцев - нарушителей, которые выезжают в эту полосу для объезда пробок. Такие "шустрики" едут довольно быстро (те, кто не торопится, стоят в пробке), а все внимание у них сосредоточено на то, чтобы вовремя разглядеть полосатую палочку инспектора или камеру виденаблюдения. Велосипедист на его пути может стать досадной помехой. Хорошо, если он вас заметит и успеет снизить скорость. А если нет?

Вывод: если вы едете по выделенной полосе, а слева от вас скопилась длинная пробка — будьте начеку, посматривайте в зеркало заднего вида и при появлении на горизонте в вашей полосе очередного лихача (или маршрутки) прижимайтесь правее.

Маршрутное такси - это вообще источник повышенной опасности на дорогах.

Скорость движения автобусов и троллейбусов обычно сравнима со скоростью движения велосипедиста, поэтому каких либо значительных помех этим большим машинам вы не создадите. Но вот маршрутки могут разгоняться до значительных скоростей, причем их водители отличаются от всех прочих тем, что они могут вести машину, и при этом не смотреть на дорогу. И велосипедисту не стоит оказываться рядом с едущей со скоростью 80 км/ч маршруткой, водитель которой в это время передает пассажирам сдачу и одновременно считает свободные места в салоне: вас могут просто не заметить.

Вывод - Если на улице, по которой вы едете, большое количество маршруток, надо ехать как можно правее и быть готовым в любой момент перебраться на тротуар.

Некоторые особенности есть и при проезде перекрестков с выделенной полосой для движения.


Рисунок 30: Поток транспорта пересекает выделенную для общественного транспорта полосу.

Обычно для движения общественного транспорта отводится самая правая полоса. Но не всегда. Иногда выделенной полосой становится вторая полоса справа, а крайняя правая предназначена только для поворота направо. В этом случае велосипедисту при проезде перекрестка прямо (между первой и второй полосами) надо быть осмотрительным: возможно, придется прорываться сквозь поток автомобилей, перестраивающихся из третьей полосы в крайнюю правую. Автобусам и троллейбусам они, конечно, обязаны уступать дорогу (в полном соответствии с правилом правой руки). Но вот если вместо большого и хорошо заметного автобуса на выделенной полосе окажется маленький и незаметный велосипедист – это может для них оказаться неожиданным.

Вывод — при проезде таких перекрестков будьте очень внимательны и контролируйте обстановку вокруг себя. Если поток транспорта очень плотный, если сомневаетесь в своих возможностях — переходите на тротуар и становитесь пешеходом.



Как лучше учиться ездить по городу на правах водителя транспортного средства.

Езда на велосипеде на правах транспортного средства – неплохая практика для будущих водителей автомобилей. Первоначальные навыки вождения велосипеда надо приобретать во дворах (автомобили там ездят, но с небольшой скоростью), и на тихих улицах. Потом, по мере приобретения опыта, не отказывайтесь от поездок и по оживленным улицам.

А потом, когда обзаведетесь собственным автомобилем, вы будете уважать на дорогах велосипедистов.