Тормоза
Тормоза V-Brake
Тормозные рычаги
Тормозные тросы
Тормозные колодки
Тормозные рукоятки
Тормоза дисковые
Обслуживание дисковых тормозов
Регулировка дисковых тормозов
|
Дисковые тормоза
В последние несколько лет широкое распространение начали получать дисковые тормоза. Если в середине и в конце 90-х годов прошлого века дисковые тормоза использовались только на очень дорогих моделях велосипедов, то сейчас их все чаще можно встретить и на велосипедах среднего ценового диапазона.
Принцип работы всех дисковых тормозов достаточно прост – на втулке колеса монтируется тормозной диск, а на вилке (раме) велосипеда – калипер. Усилие с тормозной рукоятки передается в калипер, который прижимает к диску тормозные колодки. Диск обычно делается стальным, а рабочая поверхность тормозных колодок изготовлена из композитного материала, обладающего высоким коэффициентом трения со сталью.
Дисковые тормоза делятся на две большие группы: механические и гидравлические.
Механические тормоза работают примерно так же, как и обычные V-BRAKE, то есть усилие от тормозной рукоятки передается на колодки через стальной трос. Конструкция получается достаточно простой и дешевой, но не лишенной недостатков. Основной недостаток механических тормозов связан с тем, что трос имеет свойство растягиваться под нагрузкой, поэтому эффективность механических тормозов оказывается не намного выше, чем у ободных тормозов V-BRAKE.
Гидравлические тормоза используют жидкость для передачи усилия от рукоятки к тормозной колодке. Поскольку жидкость практически несжимаема, эффективность гидравлических тормозов оказывается значительно выше, чем механических. Гидролиния, конечно, немного растягивается в процессе работы, но значительно меньше, чем тросик на механических тормозах.
Гидравлические тормоза бывают открытого и закрытого типа.
|
Тормоза закрытого типа работают точно так же, как гидравлический домкрат (вспоминаем школьный курс физики). В тормозную рукоятку встроен главный цилиндр с поршнем, соединенным с ручкой тормоза, а калипер содержит два рабочих цилиндра, с установленными на нем тормозными колодками. У тормозов такого типа есть существенный недостаток – при изменении объема тормозной жидкости (например, в результате нагревания на солнце), приходится регулировать положение колодок. Положение тормозных колодок также требуется периодически регулировать по мере их износа. Для этого на таких тормозах имеется специальный регулировочный вентиль. (На некоторых моделях тормозов этот вентиль отсутствует). |
|
Тормоза открытого типа лишены этого недостатка. Их конструкция предусматривает наличие расширительного бачка, заполненного тормозной жидкостью. Обычно расширительный бачок конструктивно объединен с главным цилиндром и находится в тормозной рукоятке. Такие тормоза никаких регулировок в процессе эксплуатации не требуют. |
Существуют несколько фирм, производящих дисковые тормоза. Номенклатура выпускаемых тормозов одних фирм (таких, как Shimano) ограничивается только велосипедными компонентами, тогда как другие фирмы (такие, как Hayes) производят тормозные механизмы для самых различных машин – начиная с велосипедов и мотоциклов, и кончая тракторами и башенными кранами.
В отличие от большинства велосипедных компонент, различные модели дисковых тормозов подчас имеют значительные отличия, даже если они выпущены одним производителем. А тормоза различных производителей могут отличаться друг от друга очень сильно. Поэтому я, описывая дисковые тормоза, ограничусь описанием наиболее общих моментов. Перед проведением любых работ с тормозами следует ознакомиться с заводской инструкцией.
Установка и снятие тормозного диска.
Установка и снятие калипера.
Регулировка дисковых тормозов.
Замена тормозной жидкости и прокачка тормозов.
Замена тормозных колодок.
Велотуристы, которые хотят использовать в походах велосипед с дисковыми тормозами, часто встречаются с двумя трудностями. Во-первых, иногда не получается просту установить багажник на такой велосипед. Вторая трудность - больше психологическая - связана с распространенным мнением о сложности ремонта таких тормозов в полевых условиях.
Ремнабор для велосипеда с дисковыми тормозами.
Дисковые тормоза и установка багажника.
Неисправности дисковых тормозов
Тормозные колодки трутся о диск
Признак неисправности |
Возможная причина |
Способ устранения |
Тормозные колодки постоянно трутся о диск. |
Тормозные колодки загрязнены |
Чаще всего проходит само, после выезда из грязи. Если помогает - очистить тормозные колодки от грязи, промыть их водой. |
Нарушена регулировка положения калипера. Одна колодка находится ближе к диску, чем другая. |
Отрегулировать положение калипера |
Тормозные колодки задевают за диск, при каждом обороте колеса |
Нарушена регулировка положения калипера. Одна колодка находится ближе к диску, чем другая |
Отрегулировать положение калипера |
Диск неверно установлен или деформирован. |
Правильно установить диск, или выправить его. |
Тормозные колодки задевают за диск только при маневрах, поворотах. |
Недостаточная жесткость передней вилки. |
Обычно не представляет особой проблемы. Если сильно раздражает, можно попробовать потуже затянуть эксцентриковый зажим. |
Люфт втулки колеса |
Устранить люфт. |
Не получается отрегулировать положение калипера – после нескольких торможений колодки опять начинают задевать за диск. |
Ослабла возвратная пружина |
Заменить возвратную пружину (на некоторых запасная пружина тормозах продается в комплекте с колодками) |
На морозе колодки начинают тереться о диск, ход тормозной рукоятки уменьшается. В тепле проблема исчезает. |
Загустевает тормозная жидкость, усилия возвратной пружины не хватает для возврата колодок в исходное положение. |
Заменить тормозную жидкость. |
Тормоза работают слабо, торможение вялое
Признак неисправности |
Возможная причина |
Способ устранения |
Тормоза работают слабо, торможение вялое. Тормозная рукоятка не "проваливается". |
Изношены тормозные колодки или диск |
Заменить колодки или диск. |
Установлены новые тормозные колодки, им требуется некоторое время для притирки. |
Проблема исчезает сама собой через 40-100 км. |
Тормозной диск или колодки загрязнены или замаслены. |
Прогреть диск и колодки, выполнив мягкое торможение на спуске или при вращении педалей. |
Тормоза работают слабо, торможение вялое. Рукоятка тормоза "проваливается", упирается в ручку руля |
Гидравлические тормоза - Попадание воздуха в гидролинию. |
Прокачать тормоза |
Механические тормоза - Не отрегулирована длина троса. |
Отрегулировать положение троса. |
Гидравлические тормоза работают нормально, но при длительном торможении рукоятка тормоза внезапно «проваливается» и упирается в ручку руля. |
Перегрев калипера и вскипание тормозной жидкости |
Заменить тормозную жидкость. |
Торможение сопровождается скрежетом и скрипом
Признак неисправности |
Возможная причина |
Способ устранения |
Торможение сопровождается скрежетом и скрипом. |
Тормозной диск мокрый. |
Просушить диск, выполнив мягкое торможение на спуске или при вращении педалей. |
Изношены тормозные колодки или диск |
Заменить колодки или диск. |
|