Каретка

Инструменты, необходимые для обслуживания каретки

Снятие каретки картриджного и разборного типов

Установка каретки картриджного типа

Установка каретки разборного типа

Регулировка подшипников каретки разборного типа

 


Каретка

На современных велосипедах каретка часто представляет собой неразборный и необслуживаемый узел - картридж. При возникновении любой неисправности (люфт, заедание) его надо просто заменить на новый. На дешевых моделях велосипедов каретка выполнена разборной, поэтому люфт или чрезмерную затяжку подшипников можно устранить регулировкой. Обычно в таких каретках используются шариковые подшипники.

В природе существуют и другие конструкции кареток. Например, в каретке SHIMANO BB-M950, относящейся к группе XTR, (кстати, разборной) используются, в сущности, два подшипника с каждой стороны - игольчатый и шариковый подшипник-фиксатор. А в новых группах SHIMANO XTR2003 и SAINT появились модули каретки с шатунами в одном флаконе - FC-M960 и FC-M800.

При покупке новой каретки надо учесть, что существуют различные стандарты на шаг резьбы, по которой каретка  ввинчивается в кареточный узел рамы. Резьба может быть метрическая и дюймовая. Естественно, надо покупать такую каретку, у которой резьба соответствует резьбе в раме.

Кроме шага резьбы, у различных моделей кареток могут отличаться длина оси и ширина самой каретки. Ширина каретки должна соответствовать ширине рамы, а длина оси должна быть достаточной для того, чтобы шатуны были несколько удалены от рамы, а передний переключатель мог перевести цепь на самую маленькую ведущую звездочку, не упираясь в раму. Размеры каретки обычно нанесены на ее корпус (для неразборных кареток)

Наконец, при покупке новой каретки надо знать стандарт используемых шатунов. Чаще всего используются два стандарта - шлицевое и "квадратное". 

Это - стандарт OCTALINK. На каретках этого типа ось выполнена имеет круглое сечение, а на концах  оси имеются  8 выступов. Каретка получается легче, потому что ось выполнена пустотелой. Шатуны притягиваются к оси каретки полым болтом.
Каретками и шатунами такого типа оснащаются велосипеды верхнего ценового диапазона.
OCTALINK - это изобретение фирмы SHIMANO. Но существует еще один шлицевой стандарт ISIS drive, который продвигают некоторые другие фирмы, например, TRUVATIV и BONTRAQER . Каретки и шатуны ISIS в некоторой степени похожи на OCTALINK, но (видимо, для удобства потребителей) не совместимы с последним.
Для шатунов ISIS требуется свой съемник, похожий на съемник для OCTALINK, но опять же не совсем  совместимый с ним.
Это - каретка традиционной конструкции. На каретках такого типа концы оси  каретки имеют квадратные  сечения. Шатун  притягивается винтом, который вворачивается в ось.
Выпускаются также каретки, с квадратными сечениями на концах оси, но шатун должен притягиваться к такой оси гайкой, навернутой на ось каретки.

Схема каретки SHIMANO DEORE XT (BB-ES70) в виде файла PDF (100 kb)
Схема каретки SHIMANO DEORE  (BB-UN40) в виде файла PDF (115 kb)
Схема каретки SHIMANO ALTUS  (BB-CT92) в виде файла PDF (120 kb)
Сервисная инструкция к системе SHIMANO DEORE LX/ XT в виде файла PDF (240 kb)